Муниципальное

образовательное

учреждение 

 

Берендеевская

основная общеобразовательная школа

Переславского муниципального района Ярославской области

 

Приемы учебной деятельности

 

Приемы учебной деятельности учащихся

 

Анализ ключевых категорий теории учебной деятельности показывает, что усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему извне некоторой информации, а в процессе самостоятельного осуществления им полного цикла учебно-познавательной деятельности (этапов восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации новых знаний и способов деятельности). Знания приобретаются и проявляются только в деятельности, за умениями и навыками всегда стоит действие с определенными характеристиками; результат учебной деятельности – развитие ученика.

В связи с этим появляется необходимость перевода методической системы обучения информатике на язык деятельности и включения в учебный процесс по информатике учебной деятельности учащихся, а более конкретно, такого ее компонента, как приемы учебной деятельности учащихся.

Учебная задача

Учебная задача – это переформулированная обобщенная цель учебной деятельности, поставленная перед учащимися в виде обобщенного учебного задания; решая ее, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают свои личностные качества, направленные на «умение учиться», т.е. достигают поставленной цели.

Учебные задания выполняются при решении конкретных предметных задач  и, таким образом, представляют собой синтез предметной задачи (задач) и учебной цели (целей).

 

Приемы деятельности учащихся

Приемом деятельности  называется наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности.

Приемы деятельности допускают самостоятельный выбор конкретных действий по решению учебных задач, и это отличает их от алгоритмов.

Состав приема -  схема действий или операций, которая может быть представлена в виде правила, инструкции, предписания.

 Правильный прием допускает обобщение, специализацию и конкретизацию, обладает свойством переносимости на другую задачу.

 

Умение и навык


 

Сознательное владение каким-либо приемом деятельности называется умением

 

Умение, доведенное до реально возможного автоматизма, характеризуется как навык

 

При наличии умения человек вынужден осуществлять оперативный контроль

за выполнением действий

На уровне навыка он специально не обдумывает каждый элемент деятельности (хотя при необходимости может это свободно сделать)

 

 

Прием и способ

Прием  в виде образца, алгоритма, правила должен входить в содержание знаний и описываться в учебнике или задаваться учителем.

 

Способ учебной деятельности – это личностное новообразование, объединяющее мотивационно - потребностные, эмоциональные и операционные компоненты, ориентированное на личный опыт ученика и его собственный потенциал.

 

Усваиваемые в процессе учения общие приемы учебной деятельности должны трансформироваться в индивидуальные способы, в результате чего происходит обогащение личного опыта, усвоение знаний и развитие ученика.

 

 

Общеучебные приемы

1.     Приемы общей (внешней) организации учебной деятельности

         приемы слушания,

         наблюдения,

        рассматривания,

        измерения,

        переписывания,

        зарисовывания,

        планирования работы с учебником

         и другими средствами информации,

         пересказа информации,

        самоконтроля,

        организации учебного общения,

        организации домашней работы и т.п.;

 Их можно также назвать  приемами управления учебной деятельностью.

2.     Приемы познавательной (внутренней) деятельности

·        приемы внимания,

·        запоминания;

·        оперирования образами,

·        представлениями,

·        понятиями,

·        суждениями,

·        умозаключениями,

·        мыслительными операциями и действиями;

·        приемами словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем;

·        приемы рефлексии и др.

Общие приемы учебной деятельности учащихся

1. приемы работы с книгой, таблицами, компьютером и  организации самостоятельной работы по информатике, ведения тетради по информатике, приемы  воспроизведения  материала и т.д.

2. приемы познавательной деятельности в сфере информационных  объектов - приемы оперирования  понятиями, суждениями (аксиомами и теоремами разных видов), умозаключениями (индуктивными и дедуктивными доказательствами), приемы характерных для информатики мыслительных операций (анализа, абстрагирования, обобщения и др.) в их специфической форме и т.д.

Специальные приемы учебной деятельности учащихся

Это такие  приемы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач; они используются (и формируются) во всех темах этого курса (информационные технологии, программирование и алгоритмизация, логические основы работы компьютера, информация и информационные процессы).

Частные приемы учебной деятельности учащихся

Это такие специальные приемы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач, они используются (и формируются) только в определенных темах курса.

Обобщенные приемы учебной деятельности учащихся

1. Диагностика сформированности необходимых приемов учебной деятельности - анализ существующего положения, готовности учащихся к выполнению необходимой для усвоения нового материала учебной деятельности;

2. Постановка целей учебной деятельности и принятие их учащимися - мотивация той ее стороны, которая направлена на овладение необходимыми приемами этой деятельности, возбуждение интереса к ней;

3. Введение приема (нескольких приемов) - инструктаж о способах учебной деятельности, направленный на усвоение учащимися состава приема; для этого он должен быть сформулирован и представлен в качестве предмета специального усвоения;

4. отработка введенного приема, в процессе которой на основе его осознания формируется умение;

5. оперативный контроль и коррекция процесса формирования приема (текущий контроль) выявление пробелов и организация

6. необходимой помощи учащимся в их устранении, уточнение задач учебной деятельности и средств их решения;

7. применение нового приема (в типичных, стандартных) ситуациях, отчего умение становится все более автоматизированным, т.е. превращается в навык

8. обобщение и перенос усвоенного приема, к которому учащиеся , по существу, постепенно подводятся на предыдущих этапах; действительно, формулировка каждого приема учебной деятельности есть обобщение (первичное) способа решения нескольких конкретных учебных задач в результате анализа составляющих действий; дальнейший анализ самих приемов позволяет выделить общее содержание деятельности по решению учебных задач и сформулировать обобщенный прием;

закрепление обобщенного приема; этот этап сливается с повседневной учебной деятельностью учащихся.

9. обучение нахождению новых приемов учебной деятельности на основе изученного, необходимых для использования обобщенного приема в новых (незнакомых, нестандартных) ситуациях.

 

Активизация учебного процесса

       Это совершенствование методов и организации учебной работы, обеспечивающее самостоятельную познавательную и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебной работы;

       это изучение условий, приемов, средств, позволяющих в каждом звене педагогического процесса активизировать деятельность учащихся, пробудив интерес, положительное отношение к изучаемому материалу;

       это изучение путей, средств, приемов воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся и т.д.

 

Методы обучения и активизация учебного процесса

Методы обучения на уроке неразрывно связаны с вызываемой этими методами учебной деятельностью школьников. Исходя из целей и задач урока, характера изучаемого материала, особенностей учащихся, учитель может творчески применять многообразие разработанных школой и педагогикой методов обучения. Успех урока зависит от правильного сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения, обеспечивающих активность всех учащихся на каждом этапе урока.

 

Каждодневное применение самостоятельной работы

Это  важное средство активизации учебной деятельности учащихся, повышения их интереса к учению, развития познавательных способностей. Применение самостоятельных работ на уроке основывается на соблюдении ряда закономерностей:

        целенаправленности,

       строгой последовательности,

       преемственности,

       постепенного нарастания степени сложности,

       сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной самостоятельной работы,

       проведение небольших творческих работ на 15-20 минут,

       заданий творческого характера в миниатюрном виде с частичным обращением к самостоятельности школьника (воссоздать, вообразить, дорисовать, дополнить воображением и т.д.).

 

Систематизация самостоятельных работ

         исполнительские,

         полутворческие,

         творческие,

         самостоятельные работы, "подводящие" к изучению нового материала (выполнение опережающих подготовительных заданий – наблюдения в природе, окружающей жизни, измерительные работы, выполнение лабораторных и практических работ, проведение экспериментов, опытов, экскурсий; решение и составление задач, примеров и упражнений; работы с раздаточным материалом, картами, таблицами и др.).

         самостоятельные работы, связанные с "добыванием" новых знаний на уроке самими учащимися. Ведущий принцип: "ничего не разъяснять того, что дети сами в состоянии понять и в чем они без труда могут разобраться", не делать за ученика то, что "он может и должен сделать сам".

 

Прием комментированных упражнений

Виды комментирования:

·        устное,

·        письменное,

·        коллективное,    

·        индивидуальное,

·        полное,

·        частичное,

·        выборочное,

·        тематическое.

         Комментирование могут вести на уроке как сильные, так и слабые учащиеся, все остальные проверяют себя и контролируют комментатора, чтобы в случае необходимости быть готовыми "подхватить" объяснение.

         Выполняемое упражнение может комментироваться одновременно всеми учениками класса: один из учеников зачитывает предложение, арифметический пример, задачу и т.д., а одноклассники поднимают "сигнальные" карточки с обозначением орфограммы, грамматического признака, знака пунктуации, арифметического действия и др.

 

Виды познавательной деятельности

для учащихся с разными видами памяти

Для учащихся с развитой зрительной памятью:

применяются дополнительные картины, чертежи, схемы, диаграммы, модели.

Для учащихся с развитой моторной памятью:

 используются частые вызывовы к доске для записи новых терминов, выводов, показа объектов на картах,

Для учащихся с недостаточно развитым пространственным воображением:

 чаще других предоставляется возможность работать с геометрическими телами, проводить различные измерения.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".